Прочитал. ABBA, Led Zeppelin, The Beatles, John Lennon — истории за каждой песней

Роберт Скотт «ABBA. История за каждой песней»

ABBA и ее творчество полны парадоксов. Вот один из них: на протяжении почти всей карьеры квартета одна пара (Бьерн и Агнета) была супружеской четой, а вторая (Бенни и Ании-Фрид) только собиралась узаконить свои отношения, причем после того, как сделала это… распалась (к тому времени и первая семья группы тоже разошлась); поклонники, однако, всю дорогу их воспринимали как две счастливые семьи.

Другие парадоксы касаются творчества: так, Бенни и Бьерн, оказывается, ратовали за то, чтобы считать ABBA альбомной, а не сингловой группой — и при этом составляли, по словам автора книги, совершенно шизофренические треклисты своих лонгплеев, в которых гениальные вещи соседствуют с песнями, вызывающими в лучшем случае недоумение.

Хотя недоумение, скорее, остается на совести Роберта Скотта, порой уж чересчур резко проходящегося по своим героям: по прочтении книги появляется впечатление, что насмешек (подчас, кстати, достаточно изящных и, чего уж там, кое-где оправданных) над прославленными шведами и снисхождения к ним тут гораздо больше, чем заслуженного восхищения — после них вполне традиционные выводы о том, что ABBA, безусловно, достойна звания одной из величайших поп-групп в мире, кажутся не совсем логичными.

Впрочем, для поклонника коллектива ироничный тон явно не станет помехой — все-таки, помимо него, здесь масса интересных сведений о создании песен, анализ их звучания. При чтении книги я бы порекомендовал поставить анализируемые песни ABBA — эффект погружения в творчество достигается просто потрясающий, причем без какой-либо специальной аппаратуры.

Крис Уэлш «Led Zeppelin. История за каждой песней»

В серии «История за каждой песней», в отличие от всевозможных мемуаров и биографий, фокус — исключительно на студийной истории Led Zeppelin: все перипетии жизни каждого участника группы проявляются исключительно в скупых заметках к той или иной песне, и то — только если сильно повлияли на процесс записи. Безусловно, увлечение Пейджем оккультизмом, автокатастрофа Планта и смерть его ребенка достойны более глубокого освещения, но, во-первых, книга не об этом, а во-вторых… Если читать параллельно с прослушиванием дискографии, и так можно понять, насколько эти события оказались значимыми: перевернув жизнь артистов, они кардинально изменили звук Led Zeppelin, подготовив читателя/слушателя к совершенно закономерному финалу. Первый и восьмой студийный альбомы — две большие разницы, начало и конец, две разные группы: первая закончилась, а существование второй прервалось, не успев начаться, и вот даже непонятно, стоит ли по этому поводу горевать.

Скорее всего, не стоит: первая группа, какими бы финансово успешными ни были реюнионы, так и осталась легендой, вторая спустя время проросла дуэтами Пейджа/Планта — в общем, никто, вроде, внакладе не остался. Бонзо только жалко.

Стив Тернер «The Beatles. История за каждой песней»

В отличие от путеводителя Джона Робертсона, здесь речь идет не о нюансах записи каждого трека, а именно об историях, которые стоят за каждым из них: кто такая девушка, которую Пол увидел «стоящей там», кому посвящено обращение «Детка, да ты богач», от чего устал Джон в одноименной песне. По этой причине взяты треки только авторства битлов, без кавер-версий.

В целом, из материалов книги можно получить впечатление, что Джон в песнях «Битлз» — всегда тот еще нытик, который всё описывает исключительно с пессимистической точки зрения, в то время как Пол видит в тех же ситуациях источники для позитивного настроения, пусть и граничащего с непомерным эгоизмом.

Описание поздних песен, естественно, сопровождается констатацией разброда и шатаний в группе — тем удивительнее эти треки звучат сейчас, свидетельствуя о гениальности авторов, даже на грани нервного срыва писавших шедевры на все времена — как бы банально это ни звучало. Впрочем, любить «Битлз» сегодня — та еще банальность. Ну и что?

Пол Дю Нойе «Джон Леннон. История за каждой песней»

Джон Леннон мог играть в жизни, но не в творчестве: в песнях он всегда предельно откровенен и искренен, — с таким пафосным посылом к нам обращается автор попесенного путеводителя.

Следует признать — он, в общем, прав. Какова жизнь — такова и дискография: серия «История за каждой песней», на мой взгляд, прекрасный способ знакомиться не столько с творчеством, сколько с биографией артиста. Так было уже и с Led Zeppelin, и с ABBA, и с The Beatles, конечно, — но именно в случае с Ленноном такой способ жизнеописания оказывается стопроцентно верным и точным; по информативности и корректности никакие Голдманы тут и рядом не валялись.

Поделиться
Отправить
Популярное