Прочитал. Борис Акунин «Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть II»

Это последняя книга о приключениях сыщика Эраста Фандорина: несмотря на «неоднозначное» название, на невозможность продолжения повествования о его жизни в хронологическом порядке указывает концовка, а на гарантированное отсутствие «флэшбэков» — очевидная усталость автора от своего когда-то главного героя. Написана она, кажется, исключительно ради того, чтобы читатель вслед за писателем с облегчением закрыл всю серию — с глаз долой, из сердца вон.

Фото: recenzent.com.ua

Почему так? Здесь уже нет детективной составляющей: не считатать же за таковую сюжетные линии с кражей мешка иголок или раскрытием красного заговора, которые поклонник Акунина со стажем в состоянии распутать сходу. Нет и раскрытия дедуктивного метода великого сыщика — хотя, надо признать, ближе к финалу есть момент, когда Фандорин запускает руку в карман и нащупывает знаменитые нефритовые четки… но мыслительный процесс остается скрыт от посторонних. Впервые, кажется, в фандоринском цикле читателя не вводят в чертоги разума героя — просто потому, что, повторюсь, уровень интриги не оставляет в том необходимости.

Самое главное: здесь, увы, нет самого Фандорина, а есть картонный, неинтересный автору персонаж, которого он с торопливой небрежностью влюбляет, обзаводит семьей, превращает то ли в любящего мужа, то ли в подкаблучника и наконец дает проколоться на совершенно детсадовском (во всех смыслах, кстати!) сюжетном повороте, после чего его совершенно не жаль отпускать туда, куда он отправляется, не прощаясь.

Рассказ о похождениях Фандорина (которые, кстати, занимают только половину книги — вторая отдана герою из других проектов Акунина) в России эпохи Гражданской войны служит для автора скорее фоном для размышлений на историческую тему, исследований белого, красного, зеленого, коричневого движений столетней давности. Как и в двух предыдущих книгах, написанных после 2011 года, «Не прощаюсь» временами транслирует некоторые мысли Акунина о судьбах России начала XXI века и обнажает его нынешний статус не столько беллетриста, сколько историка, или, если таковое определение возможно, поп-историка.

В этом свете последним романом о Фандорине можно смело считать «Черный город», где Эраст Петрович был убит — к большому неудовольствию поклонников, по-настоящему: некстати и неожиданно. Последовавшую за ним «Планету Вода» легко назвать сборником ауттейков (качество, в общем-то, соответствует статусу). Тогда «Не прощаюсь» из заранее объявленных похорон героя превращается в метароман, который цементирует вселенную Акунина — он связывает не только сюжетные линии в рамках фандоринской серии, но и сразу несколько ранее разрозненных циклов воедино. Именно этим он, пожалуй, и может быть интересен.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное