Viva La Opera в Сургуте: много, но мало

«Опера» в переводе значит «труд», «работа», и в отношении кого это определение более справедливо — музыкантов или публики — тот еще вопрос. Оперные произведения для современного слушателя, привыкшего музыку (или ее подобие) качать синглами в iTunes, подчас попросту недоступны для понимания в силу сложной структуры и большой продолжительности. Так, даже наличие общепризнанных «хитов» не гарантирует терпеливого и вдумчивого прослушивания всего произведения: бородинские «Половецкие пляски», включающие арию «Улетай на крыльях ветра» (известную сегодня в первую очередь благодаря хип-хоп версии Warren G и Sissel) в общей сложности длятся порядка десяти минут, весь «Князь Игорь» — более трех часов; про Вагнера и говорить не стану.

Фото: Юрий Нуреев

Естественно, концертная программа Viva La Opera!, созданная симфоническим оркестром Сургутской филармонии в содружестве с хоровой капеллой «Светилен», учла все трудности восприятия и стала сборником если не лучших, то уж точно самых узнаваемых мелодий. В первом отделении представили классические труды Вагнера, Бизе, Гуно, Верди, второе было отдано Чайковскому и — под занавес — тому самому «хитовому» номеру Бородина. К слову, фрагмент «Князя Игоря» и ранее звучал на концерте симфонического оркестра, однако тогда он, помнится, был поставлен стратегически неверно где-то в середине программы — и ожидаемо стал кульминацией, преждевременно сорвав самые громкие и долгие овации зала. Ныне этот недочет был устранен — и публика свой выход в финале отработала на отлично, оставив открытым вопрос: «Почему, собственно, так мало?»

Нет, конкретно этот концерт длился порядка двух часов, здесь претензий быть не может: речь о нечастом исполнении подобных программ, которые способны пробудить интерес зрителей не только к «хайлайтам» опер, но и к их полным версиям. Так, например, нашим персональным открытием стало то, что один из популярнейших свадебных маршей (не мендельсоновский, конечно) оказался частью вагнеровского «Лоэнгрина»; естественно, появилось желание изучить его более внимательно. А сколько нам открытий чудных могут подготовить оркестр и хоровая капелла в следующих своих программах — бог знает. Иные оперы справедливо кажутся бесконечными — так пусть и традиция представлять их фрагменты в Сургуте станет точно такой же.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное