Впервые вижу. Manhattan Short 2016: Длинная история короткого метра

Манхэттенский фестиваль короткометражек, поселившийся в Сургуте, можно назвать самым демократичным кинофестивалем мира. Здесь нет красных дорожек и селебрити, по ним ступающим: их количества попросту не хватит на всю программу, которая, как известно, идет в течение одной октябрьской недели по всему миру.

Гламурность отрицается самой историей фестиваля, который начинался в 1998 году с демонстрации нескольких короткометражек на одной из улиц Манхэттена. Неудивительно, что такая демократичность в итоге приглянулась и россиянам — в этом году фестивальное агентство Tour De Film демонстрирует программу более чем в трех десятках городов, а по всему миру их количество подбирается к отметке 250.

Фото: vk.com/tourdefilm

Напомним основные принципы фестиваля: ежегодно для одной программы жюри отбирает десять лучших короткометражных лент. В этом году, отмечают в оргкомитете, прибыло 844 заявки из 52 стран. Десять из них и представлены широкому зрителю, которому предлагают не только посмотреть все, но и выбрать лучший фильм, а также лучшего актера.

Тематика, жанр, средства выразительности — безграничны. Так, в этом году в программе нашлось место, например, мрачнейшему футуризму норвежского «Тоннеля», 12 с половиной минут которого, казалось бы, способны вытянуть жилы из напряженного зрителя — притом, что на экране практически ничего не происходит, семья едет в автомобиле по тоннелю. Не менее тяжелым для просмотра оказывается ролик «Сломленные» — вербатим об узницах женской тюрьмы в Восточной Германии. Лиц героинь здесь нет, упор делается именно на их речь, которая положена на причудливую анимацию.

«Сломленные» (Германия)

В противовес этим фильмам голландская лента «Держись!», повествуя о страхе сцены и не менее нагнетая атмосферу, кажется одним из самых коротких роликов вечера — однако на деле оказывается наоборот.

Самые тяжелые номера гуманно перетасованы — их то и дело сменяет зрелище, разгружающее мозги. В этом преуспели, конечно, американцы и французы. Первые остроумно высмеяли принцип руководства крупных компаний вешать на собственных подчиненных множество работы, при этом очень мило обходя вопрос увеличения зарплаты; вторые просто представили анекдот о голливудском актере, играющем в фильмах гориллу: оказывается, и такие «чернорабочие от искусства» могут рассчитывать на внимание исполнительниц главных ролей… На стыке зрительского смеха и слез работает россиянка Эвелина Барсегян, в ленте «Бравист» представившая многогранность цинизма и противопоставленную ему искренность, с которой, впрочем, тоже все не так просто.

«Бравист» (Россия)

Короткий метр в Сургуте неизменно популярен: на Manhattan Short зрительный зал заполнен более чем наполовину — притом, что фестиваль идет ежедневно в течение недели. Слишком просто объяснять любовь к коротким историям веком клипового мышления, когда публика попросту не желает долго удерживать внимание на одном сложном сюжете и радуется обилию простых. При наличии этого объяснения есть и другие. Так, в короткометражках в концентрированном виде обнаруживаются все особенности современного независимого кинематографа, в котором режиссеры строят достаточно условную, схематичную картинку и предельно насыщают ее смыслом; «декоративность» павильонов, в которых идет съемка, не скрывается, а намеренно выставляется напоказ. Главное здесь — актерская игра, и оттого практически в каждом номере программы режиссеры не удерживаются от крупных планов и едва ли не макросъемки, ставя зрителя буквально лицом к лицу с героями и не давая ему никакого шанса не понять того, что они ему хотят сказать.

Впрочем, одним из фаворитов сургутян стал фильм, который как раз противоречит этим тенденциям: некоторые зрители выбирали российского «Брависта» — ленту, снятую по канонам большого кино, с настоящими локациями, настоящей массовкой, продуманными диалогами и остроумным сюжетом. Возможно, это проявление патриотизма, возможно, искренний восторг, возможно, просто неприятие западного взгляда на киноискусство, которое, приходится признавать, все время нарастает. В этом плане, конечно, удивляет негаснущий интерес горожан к «манхэттенским короткометражкам»:
его программа, достаточно стабильная на протяжении многих лет, с каждым новым фестивалем становится для нас все более и более провокационной, а кое-где — даже возмутительной.

Все дело в том, что меняется не она, а мы: можно считать фестивали с зарубежным кино в программе хорошим градусником, который бесстрастно фиксирует повышение средней температуры зрительного зала. Очевидно, что такой эффект не предполагался ни зарубежными, ни местными организаторами Manhattan Short.

Публикация siapress.ru

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное