Зуля Камалова: «Иногда хотелось бы петь ни о чем…»

Юрий Нуреев: Как тебе «Марсианин», Надя?
Надежда Макаренко: Если коротко, то… «Марсианин» — как вода, так и не превратившаяся в вино. Весь фильм ждешь, но… Подробнее я в рецензии написала.
Ю.Н.: Я к чему это. Есть возможность пообщаться с марсианской принцессой нового поколения.
Н.М.: О, с Зулей Камаловой?! Отлично. Люблю ее музыку.

В прошлом году наша бывшая соотечественница, ныне живущая в Австралии, неожиданно выпустила ретро-футуристическую электронную пластинку Kosmostan, в которой выступила в образе марсианской принцессы Татаэли, осознавшей свои татарские корни и стремящейся вернуться на Землю. Об этом эксперименте, а также о других проектах артистки мы переговорили с ней по интернету — кратко и недолго: абонплата у межгалактических провайдеров кусается…

Фото: Александр Шеко

Принцесса Татаэли и сила образа

Ю.Н.: В новом клипе вы в образе Татаэли прибываете в Казань. В последние годы вы часто бываете в этом городе. Не собираетесь ли переехать или пожить там продолжительное время?

Зуля Камалова: Да, бываю достаточно часто. Было бы здорово пожить подольше, хотя, как вы знаете, я провела там в 2013 году три месяца. Были бы проекты — я с удовольствием.

Ю.Н.: Говорим «марсианка», подразумеваем «Жанна Агузарова». Вас сравнивают с экс-солисткой «Браво»? Это вас радует или раздражает?

З.К.: Вы — первый! (улыбается) Не радует, но и не раздражает.

Ю.Н.: Я, например, еще припоминаю СуперАлису, которая, при всей анекдотичности образа, в свое время показала, что татарская поп-музыка может быть какой угодно, а не только пошлой. Как вам творчество этой артистки?

З.К.: Нравится! Жалко, что мы не знакомы.

Н.М.: У СуперАлисы очень многое завязано на ее образе. В принципе, в вашем электронном проекте Starship Z эта составляющая тоже сильна. Что это — свидетельство того, что собственно музыка уже не справляется со своими задачами и нуждается в некоем подкреплении в виде продуманной визуальной составляющей или легенды и т. д.? Или это просто желание эксперимента?

З.К.: Честно говоря, иногда просто хочется побыть кем-то другим. У меня есть предрасположенность к театру. Я уже даже и не помню, откуда взялась у меня эта идея. Захотелось сделать другую музыку, захотелось повеселиться. Захотелось, чтобы татарская музыка была еще разнообразнее.

Ю.Н.: Как вы представляете песни с альбома «Kosmostan» на концертах?

З.К.: Пока еще работаем над этой темой.

Н.М.: Проект Starship Z появился не в одночасье. Как родились эта идея и этот образ?

З.К.: Сначала мы с Германом Поповым (это второй участник Starship Z, более известный как OMFO, или Our Man From Odessa) записали две песни. Работали по интернету. Почти через год — еще пять. Ну а потом австралийский совет по культуре поддержал этот проект, и мы довели его до формата альбома. Это интересный способ работы, в то же время в процессе немного менялось художественное направление. В этом что-то есть.

Ю.Н.: Это разовая акция или ваш союз рассчитан на запись и новых песен?

З.К.: Пока акция — разовая. Но мы надеемся выпустить виниловый релиз в Европе и, соответственно, представить этот проект и там.

«Мы — дети подземелья, и мы живем в метро…»

Ю.Н.: Помимо уже вышедшего электронного альбома у вас в работе — новый диск вашей группы The Children Of Underground. Расскажите, пожалуйста, о нем. Насколько я знаю, это будет концептуальная работа.

З.К.: Новый альбом группы Zulya and The Children Of Underground называется «О любви и науке» (On Love and Science). Он еще не вышел, но надеемся, что выйдет очень скоро. По сути, это несчастная история любви двух маленьких ученых (биохимика и аcтронома) и девочки Алмы. В начале мы планировали выпустить одновременно и книгу с этой историей с иллюстрациями замечательной художницы Дилки Беар (Dilka Bear). По разным причинам крупный формат не получился, но все-таки буклет диска будет толстым и будет выглядеть очень красиво.

Ю.Н.: Кстати, судя по всему, у вас изменения в составе: появилась кларнетистка. Это временное явление или постоянное?

З.К.: Наш замечательный трубач взял отпуск и теперь вместо него Авива Эндин, она играет на кларнете и бас-кларнете!

«Дети подземелья»: Джастин Маршал, Лукас Михайлидис, Энтони Шульц, Авива Эндин, Зуля Камалова, Эндрю Таннер. Большинство участников играют вместе уже более десяти лет. Фото: архив Зули Камаловой

Н.М.: Вы меланхолик по жизни? У вас такие туманно-задумчивые песни — особенно с «Детьми подземелья»: «Смысла ведь нету ни в чем все равно…»

З.К.: У каждого в жизни бывают разные периоды. То был период «Вальса пустоты». Это альбом 2004 года! Почти целую жизнь назад. Мне иногда сложно петь эти песни сейчас, ведь я уже другая. В данный момент мне не хочется изливать душу, как раньше. Поэтому, наверное, появились другие образы, другие темы. Хотя, конечно, меланхолия осталась. Но это больше философия даже.

Н.М.: Говорят, что одни песни привлекательны из-за текста, другие — из-за музыки. Слушая вас, можно сказать, что вы делаете упор и на том, и на другом. А вообще для вас что приоритетнее? Или оба компонента одинаково важны?

З.К.: Да, наверное, оба компонента важны. Ведь я выросла на авторской песне. Хотя иногда хотелось бы петь ни о чем! (улыбается)

Н.М.: Сначала обычно музыка у вас рождается или стихотворение?

З.К.: Всегда первыми приходят мелодия или ритм. А тексты я подбираю в зависимости от концепции альбома.

Н.М.: Кто ваш любимый поэт?

З.К.: Одного нет. Ахматова. Хлебников. Руми. БГ.

Н.М.: Что вас вдохновляет?

З.К.: Обычно идеи. В последнее время — философия науки. Конкретно — соприкосновение научных идей с эмоциональной жизнью. Эволюционная биология, квантовая физика, космология, ну и, пожалуй, психология.

«(У) меня нет дома», или О трудной доле гастролирующего артиста

Ю.Н.: Судя по вашим афишам в Австралии, у вас вообще очень бурная творческая деятельность: недавно вы попробовали себя в театре. Расскажите, пожалуйста, о своем моноспектакле «Эволюция, революция и невеста по переписке».

З.К.: Это был очень большой и амбициозный проект. Пожалуй, слишком амбициозный. Хотя у меня в команде были отличные помощники — и режиссер, и аранжировщик, и дизайнер, я взяла на себя слишком большую задачу. Написать музыку и текст, одной все это сыграть (не будучи актрисой)! Пока больше не хочу играть моноспектакли. (улыбается) Хотя опыт, конечно, был бесценный. В данный момент я пишу музыку к новой интерпретации сказки «Белоснежка», которую будет ставить оперный театр в Брисбене в сотрудничестве с драматическом театром «Ля Буат», но петь сама я там не буду.

Ю.Н.: Коли вы часто приезжаете в Россию с концертами, нет ли планов прибыть с этим спектаклем? Название интригует.

З.К.: Пока этот проект на полке.

Ю.Н.: Насколько, кстати, программа вашего пребывания в России регламентирована? Часто ли случаются незапланированные акции, коллаборации типа «Необычного концерта» с казанским коллективом «Мубай»?

З.К.: Конечно, если есть время. Мубай мне очень нравится. Жалко, что он редко играет и почти не записывается.

Ю.Н.: Кстати, у вас богатая концертная история, но при этом нет ни одного записанного концертного альбома. Вы намеренно избегаете этой возможности?

З.К.: У нас есть запись на DVD концерта в известном мельбурнском джаз-клубе «Беннетс Лейн», но это очень древняя запись. Она была выпущена очень маленьким тиражом. Наверное, надо было бы выпустить запись концерта на Венском радио, но на это нет времени…

Артист и индустрия: кто кого?

Ю.Н.: В России очень модны разговоры о смерти рекорд-идустрии, в частности, физического носителя. Для вас вопрос выпуск альбома на CD по-прежнему актуален? Или «В айтюнсе уже все есть»?

З.К.: Тема больная везде. Не могу сказать, что знаю ответ на этот вопрос. Время очень ускорилось. Боюсь, что я уже за ним не успеваю… (улыбается)

Ю.Н.: Альбом «Kosmostan» стал первым в вашей дискографии, вышедшим именно в России. Новый диск «Детей подземелья» последует его примеру или же он вновь будет издан в Австралии?

З.К.: Он выйдет, скорее всего, только в Австралии.

Ю.Н.: Кстати, в Австралии принцессу Татаэли знают — или это эксклюзив для нас?

З.К.: Проект рассчитан все-таки на татароязычную аудиторию. Но пока он еще не вышел в Европе. Может, в Турции он пошел бы. Но мне пока некогда этим заниматься.

Ю.Н.: Как относитесь к краудфандингу? Вот недавно Борис Гребенщиков собрал всего за полтора дня три миллиона рублей для записи пластинки. Вы рассматриваете такой вариант финансирования?

З.К.: Я же не БГ. (улыбается) Если я понимаю правильно, то это большая головная боль. Хотя, впрочем, почему бы и нет. Опять же на это нужно время и поддержка.

Н.М.: Не секрет, что в России огромное количество аудитории принципиально не покупает музыку ни на носителях, ни в Сети. Некоторые артисты (тот же БГ) смотрят на это философски и сами отдают свое творчество бесплатно. Ваши мысли по этому поводу?

З.К.: Да, я понимаю. Но пока не могу с этим смириться. (улыбается) Хотя ничего не поделаешь…

Н.М.: В России с триумфом идет шоу «Голос». Вы смотрите австралийский вариант? Каково ваше отношение к этому проекту: это позитивное или негативное явление для шоу-бизнеса?

З.К.: Я мало с ним знакома. Видела, конечно, пару выпусков. Это развлекательная программа. Вообще все эти талант-квесты, все-таки, наверное, достаточно попсовы. Хотя побеждают порой интересные артисты. Дина Гарипова хорошо поет.

«А я вернусь в Россию на рассвете…»

Ю.Н.: Когда вы в следующий раз собираетесь в Россию?

З.К.: Надеюсь к следующему лету. Но с нашими организаторами никогда не знаешь, могут и за три недели куда-нибудь пригласить!

Н.М.: Если пригласят выступить в Сургутской филармонии, приедете к нам с концертом?

З.К.: Обязательно! Я бывала в Сургуте. Но очень давно. И не с концертом. (улыбается) Я навещала своих американских и австралийских друзей в 1991 году. Это был февраль, было очень холодно, и мы ездили на этнический фестиваль местных народностей. Да, это было давно, я плохо помню, увы…

Ю.Н.: С тех пор многое изменилось. У нас по-прежнему холодно, но, уверены, что наша аудитория отнесется к вам с теплом. Приезжайте.

…Сообщение от провайдера: «Баланс вашего лицевого счета не позволяет вам продолжать разговор. Пополните ваш счет, пользуйтесь услугами MartianTelecom»…

Публикация siapress.ru — Надежда Макаренко, Юрий Нуреев

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное